Подготовила воспитатель МБДОУ №18 «Улыбка»
Валешная М.В.
Экспериментирование - особый вид деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их активность, инициативность; деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях и является одним из условий перехода детей на особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление ведения мира ребенком. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами творчества, такими как наблюдение и труд, речевое развитие.
Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. А также является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Эксперименты (занимательные опыты) побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творческого мышления.
В экспериментировании современного ребенка привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, право выбора и замены.
Познавательные способности.
Развитие познавательных способностей у дошкольников условно состоит из 4 важных этапов:
- любопытство; через него развитие любознательности (формирует взрослый) и последняя стадия познавательная активность.
- восприятие окружающего мира;
- развитие наглядно-образного и словесно – логического мышления;
- развитие памяти, внимания и воображения;
- использование приобретённых навыков.
познавательные способности и познавательное развитие это то, что определяет познавательную активность, так же, как и формирование мотивационной сферы ребенка.
Познавательная активность
Познавательная активность выражается в стремлении ребёнка к познанию, приобретению нового опыта, знаний, в преодолении трудности на пути, в приложении волевых усилий и энергии в умственной работе.
Основывается на познавательном интересе-глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности-потребности в новых впечатлениях.
Познавательная активность-движущая сила познавательного развития ребёнка.
Три этапа развития познавательной активности
1. Любопытство. С рождения. Качество, присущее любому человеку и животным.
2. Любознательность. Развивается под воздействием взрослого.
3. Познавательная активность. Развивается под педагогическим воздействием, любознательность + воля. Формируется к 7 годам.
Экспериментирование – это одна из ведущих технологий развития познавательной активности детей. Эксперименты составляют основу знаний, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.
Детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому дети очень любят экспериментировать; этот метод соответствует возрастным особенностям и является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Экспериментирование и ФГОС
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.
Достоинства экспериментирования:
Даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта
Формирует представления о взаимоотношениях изучаемого объекта с другими объектами и средой обитания
Обогащает память ребёнка, активизирует мыслительные процессы, формулирует закономерности и выводы, стимулирует развитие речи
Осуществляется положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, развитие его творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья.
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ:
- Стимулирует развитие речи
- Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания
- Накапливает фонд умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- Обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
- Развивает творческие способности, формирует трудовые навыки и укрепляет здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Методы экспериментирования: поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы; проведение практических опытов, беседы.
Структура детского экспериментирования:
Постановка проблемы, которую необходимо решить;
Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
Поиск возможных путей решения (выдвижение гипотез);
Проверка гипотез;
Анализ полученного результата (подтвердилось или нет);
Вывод.
Варианты решения задач:
Дети проводят эксперимент, не зная его результата и таким образом приобретают знания;
Дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Направление опытно-экспериментальной работы:
Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов и т.д.);
Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, тепло и т.д.);
Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства; преобразование предметов и явлений и т.д.).
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ:
Правило №1. Во время проведения эксперимента не отвлекаться.
Правило №2. Соблюдай тишину, не мешай работать другим.
Правило №3. На столах ничего не трогай без разрешения воспитателя.
Правило №4. Содержимое сосудов не пробуй на вкус.
Правило №5. Бережно обращайся с оборудованием. Поработал – убери на место.
Правило №6. Помни: некоторые опыты можно проводить только в присутствие взрослых.
Моделирование маленькими человечками:
Поочередно мы знакомим малышей с разными агрегатными состояниями. Можно сказать, что все предметы, которые нас окружают, состоят из мелких частиц-молекул, назовем их маленькими человечками.
1) Твердые - это человечки, которые крепко держатся за руки, стоят на месте и никуда не двигаются. Это может быть камень, стекло, дерево, железо, пластмасса.
2) Жидкие - это человечки, которые стоят рядышком, но не держатся за руки, могут разъединяться и принимать форму любого сосуда. Это может быть вода, чай, сок, молоко, дождь.
3) Газообразные - это человечки, которые совсем не держаться за руки и они все время в движении. Например: воздух, газ, туман, дым, пар.
Как играть:
«Простое моделирование с помощью карточек». Для начала моделируем с помощью карточек-человечков простые предметы, состоящие из одного вещества (чашка, дождь, какао, запах). Попросите детей угадать, что за предмет вы загадали. Принимайте все ответы и анализируйте их вместе.
Затем пробуем описать то, что состоит из двух и более веществ (чашка с горячим чаем, лужа на асфальте, воздушный шар).
После вашего примера дети по очереди могут выложить свои предметы-загадки с помощью маленьких человечков.
«Эксперимент». Можем в виде эксперимента показать деткам, что такое «жидкий», «твердый» и «газообразный». Каждый пусть возьмет в руки карандаш или палочку. Предложите ребятам проткнуть стену.., затем стол.., пол? А теперь попросите рассказать об их ощущениях, что произошло? Мы не смогли это сделать, почему?
Потому что эти предметы твердые - они состоят из твердых частиц - человечков, которые крепко-крепко держатся за руки и не могут сдвинуться с места.
Аналогично можно объяснить о жидких (взять стакан воды и проткнуть палочкой) и газообразных веществах (взять пакетик и поймать воздух).
«Превращаемся в маленьких человечков». Попросите детей представить себя маленькими человечками. Как нужно себя вести? Что делать?
Например, твердыми (кирпичная стена) - детки берутся за руки и стоят неподвижно.
А если смоделировать стакан с водой? Дети делятся на две группы - твердые МЧ и жидкие МЧ. Твердые МЧ становятся в круг и крепко-крепко держатся за руки, а в середине жидкие МЧ - стоят просто рядышком, ручки по бокам.
«Сложное моделирование». Здесь мы погружаемся в процессы перехода одного состояния вещества в другое, можно без подробной теории, но с захватывающей практикой. Например, сосулька тает, замерзание воды, сухой лед, образование росы, зимние узоры на окнах.
«Схемы». Предлагаем ребенку заранее подготовленную схему явления (космос, река, газированная вода, коробка с шариками). Пусть попробует угадать, что это может быть. В конце задания, для наглядности, можно показать иллюстрированные картинки.