ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
МБДОУ детский сад №18 «Улыбка»
город-курорт Пятигорск, Ставропольский край
Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Первомайская 89 а
8 (8793) 39-47-37
dou18-pyat@yandex.ru

МБДОУ детский сад №18 «Улыбка»

город-курорт Пятигорск, Ставропольский край
МЕНЮ

Подготовила воспитатель МБДОУ №18 «Улыбка»

Валешная М.В.

Экспериментирование - особый вид деятельности  детей, в процессе которого наиболее ярко  проявляется  их активность,  инициативность;  деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях и является одним из условий перехода детей на особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление ведения мира ребенком. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами творчества, такими как наблюдение и труд, речевое развитие.

Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. А также является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Эксперименты (занимательные опыты) побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творческого мышления.

В экспериментировании современного ребенка привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, право выбора и замены.

Познавательные способности.

Развитие познавательных способностей у дошкольников условно состоит из 4 важных этапов:

  • любопытство; через него развитие любознательности (формирует взрослый) и последняя стадия познавательная активность.
  • восприятие окружающего мира;
  • развитие наглядно-образного и словесно – логического мышления;
  • развитие памяти, внимания и воображения;
  • использование приобретённых навыков.

познавательные способности и познавательное развитие это то, что определяет познавательную активность, так же, как и формирование мотивационной сферы ребенка.

Познавательная активность

Познавательная активность выражается в стремлении ребёнка к познанию, приобретению нового опыта, знаний, в преодолении трудности на пути, в приложении волевых усилий и энергии в умственной работе.

Основывается на познавательном интересе-глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности-потребности в новых впечатлениях.

Познавательная активность-движущая сила познавательного развития ребёнка.

Три этапа развития познавательной активности

1. Любопытство. С рождения. Качество, присущее любому человеку и животным.

2. Любознательность. Развивается под воздействием взрослого.

3. Познавательная активность. Развивается под педагогическим воздействием,                    любознательность + воля. Формируется к 7 годам.

Экспериментирование – это одна из ведущих технологий развития познавательной активности детей. Эксперименты составляют основу знаний, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.

         Детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление,  поэтому  дети очень любят экспериментировать; этот метод соответствует возрастным особенностям и является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Экспериментирование и ФГОС

 С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

          ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

Достоинства экспериментирования:

Даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта

Формирует представления  о взаимоотношениях изучаемого объекта с другими объектами и средой обитания

Обогащает память ребёнка, активизирует мыслительные процессы, формулирует закономерности и выводы, стимулирует развитие речи

Осуществляется положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, развитие его творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья.

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ:

  • Стимулирует развитие речи
  • Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания
  • Накапливает фонд умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
  • Обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
  • Развивает творческие способности, формирует трудовые навыки и укрепляет здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Методы экспериментирования: поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы; проведение практических опытов, беседы.

Структура детского экспериментирования:

Постановка проблемы, которую необходимо решить;

Целеполагание  (что нужно сделать для   решения проблемы);

Поиск возможных путей решения  (выдвижение гипотез);

Проверка гипотез;

Анализ полученного результата  (подтвердилось или нет);

Вывод.

Варианты решения задач:

Дети проводят эксперимент, не зная его результата и таким образом приобретают знания;

Дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Направление опытно-экспериментальной работы:

Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов и т.д.);

Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, тепло и т.д.);

Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства; преобразование предметов и явлений и т.д.).

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ:

Правило №1. Во время проведения эксперимента не отвлекаться.

Правило №2. Соблюдай тишину, не мешай работать другим.

Правило №3. На столах ничего не трогай без разрешения воспитателя.

Правило №4. Содержимое сосудов не пробуй на вкус.

Правило №5. Бережно обращайся с оборудованием. Поработал – убери на место.

Правило №6. Помни: некоторые опыты можно проводить только в присутствие взрослых.

Моделирование маленькими человечками:

Поочередно мы знакомим малышей с разными агрегатными состояниями. Можно сказать, что все предметы, которые нас окружают, состоят из мелких частиц-молекул, назовем их маленькими человечками.

1) Твердые   - это человечки, которые крепко держатся за руки, стоят на месте и никуда не двигаются. Это может быть камень, стекло, дерево, железо, пластмасса.

2) Жидкие   - это человечки, которые стоят рядышком, но не держатся за руки, могут разъединяться и принимать форму любого сосуда. Это может быть вода, чай, сок, молоко, дождь.

3) Газообразные    - это человечки, которые совсем не держаться за руки и они все время в движении. Например: воздух, газ, туман, дым, пар.

Как играть:

«Простое моделирование с помощью карточек». Для начала моделируем с помощью карточек-человечков простые предметы, состоящие из одного вещества (чашка, дождь, какао, запах). Попросите детей угадать, что за предмет вы загадали. Принимайте все ответы и анализируйте их вместе.

Затем пробуем описать то, что состоит из двух и более веществ (чашка с горячим чаем, лужа на асфальте, воздушный шар).

После вашего примера дети по очереди могут выложить свои предметы-загадки с помощью маленьких человечков.

«Эксперимент». Можем в виде эксперимента показать деткам, что такое «жидкий», «твердый» и «газообразный». Каждый пусть возьмет в руки карандаш или палочку. Предложите ребятам проткнуть стену.., затем стол.., пол? А теперь попросите рассказать об их ощущениях, что произошло? Мы не смогли это сделать, почему?

Потому что эти предметы твердые - они состоят из твердых частиц - человечков, которые крепко-крепко держатся за руки и не могут сдвинуться с места.

Аналогично можно объяснить о жидких (взять стакан воды и проткнуть палочкой) и газообразных веществах (взять пакетик и поймать воздух).

«Превращаемся в маленьких человечков». Попросите детей представить себя маленькими человечками. Как нужно себя вести? Что делать?

Например, твердыми (кирпичная стена) - детки берутся за руки и стоят неподвижно.

А если смоделировать стакан с водой? Дети делятся на две группы - твердые МЧ и жидкие МЧ. Твердые МЧ становятся в круг и крепко-крепко держатся за руки, а в середине жидкие МЧ - стоят просто рядышком, ручки по бокам.

«Сложное моделирование». Здесь мы погружаемся в процессы перехода одного состояния вещества в другое, можно без подробной теории, но с захватывающей практикой. Например, сосулька тает, замерзание воды, сухой лед, образование росы, зимние узоры на окнах.

«Схемы». Предлагаем ребенку заранее подготовленную схему явления (космос, река, газированная вода, коробка с шариками). Пусть попробует угадать, что это может быть. В конце задания, для наглядности, можно показать иллюстрированные картинки.


СКАНИРУЙТЕ QR код ДЛЯ ПЕРЕХОДА НА ПЛАТФОРМУ

© 2024. Проект при поддержке компании RU-CENTER.