Подготовила педагог-психолог Тишкина Т.А.
Именно в дошкольный период важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.
Семья призвана удовлетворить потребности своих членов в признании, уважении, оказать эмоциональную поддержку, психологическую защиту. В ходе взаимодействия членов семьи происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм знаний, национальной и общечеловеческой культуры. Ребенок идентифицирует себя с конкретными членами семьи, подражает им.
Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно.
Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей.
Наиболее существенными факторами, влияющими на социально-эмоциональное развитие ребенка, являются:
- атмосфера в семье;
- наличие эмоционального контакта ребенка с родителями;
- позиция ребенка в структуре семьи;
- стиль воспитания.
Семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример.
Искаженные взаимоотношения родителей в семье из-за недостаточной откровенности, бесплодных споров, неспособности договориться между собой для решения семейных проблем крайне затрудняют ребенку возможность адаптироваться к жизни. Такая неопределенная и, как правило, напряженная обстановка, в которой воспитывается ребенок, чревата риском проявления негативного поведения дошкольника.
Психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.
Н.Ю. Синягина выделила группы семей по типу родительского отношения:
Именно в таких семьях получило распространение так называемого «синдрома опасного обращения с детьми».
Всех этих родителей объединяет одно: они чувствуют себя собственниками по отношению к детям, присваивая себе – из практических соображений или, наоборот, от избытка чувств или привязанности – их будущее.
Действия таких родителей вызывают у детей яростное сопротивление и отказ подчиняться желанию родителей, взаимоотношения ухудшаются.
Выделяются следующие типы дисгармоничного семейного воспитания:
- Потворствующая гиперпротекция.
- Доминирующая гиперпротекция.
- Повышенная моральная ответственность.
- Эмоционльное отвержение.
- Гипопротекция.
- Жестокое обращение.
Промахи родителей в воспитании:
- родители относятся к ребенку как к своей уменьшенной копии;
- родители часто несправедливы к детям;
- использование физических наказаний;
- отсутствие единства требований к детям.
Нарушения в детско-родительских отношениях проявляются, если:
- воспитание не соответствует полу ребенка;
- нежеланная беременность;
- несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей;
- жестокое обращение;
- агрессивность в семейных отношениях;
- конфликтные отношения в семье;
- сибс-конфликты;
- психологическое наследование взаимоотношений;
- развод;
- психологическая несовместимость с ребенком;
- воспитательная неуверенность, которая вынуждает взрослых к использованию штампов и стереотипов, тем самым препятствуя доверительным отношениям с ребенком;
- нарушение стиля родительского поведения, который непроизвольно запечатлевается в психике ребенка, происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так же, как их воспитывали в детстве.
- эмоциональное отвержение ребенка со стороны родителей;
- смысловой барьер, который образуется тогда, когда взрослый не учитывает мотивы поведения ребенка или приписывает ему мотивы, с которыми тот не согласен.
Использование различных нетрадиционных форм взаимодействия способствует повышению заинтересованности родителей в совместной работе специалистов дошкольного учреждения с ними, а также повышению педагогической культуры родителей.