ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
МБДОУ детский сад №18 «Улыбка»
город-курорт Пятигорск, Ставропольский край
Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Первомайская 89 а
8 (8793) 39-47-37
dou18-pyat@yandex.ru

МБДОУ детский сад №18 «Улыбка»

город-курорт Пятигорск, Ставропольский край
МЕНЮ

Подготовила педагог-психолог Тишкина Т.А.

         Именно в дошкольный период важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

         Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.

         Семья призвана удовлетворить потребности своих членов в признании, уважении, оказать эмоциональную поддержку, психологическую защиту. В ходе взаимодействия членов семьи происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм знаний, национальной и общечеловеческой культуры. Ребенок идентифицирует себя с конкретными членами семьи, подражает им.

Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно.

Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей.

         Наиболее существенными факторами, влияющими на социально-эмоциональное развитие ребенка, являются:

  • атмосфера в семье;
  • наличие эмоционального контакта ребенка с родителями;
  • позиция ребенка в структуре семьи;
  • стиль воспитания.

Семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример.

         Искаженные взаимоотношения родителей в семье из-за недостаточной откровенности, бесплодных споров, неспособности договориться между собой для решения семейных проблем крайне затрудняют ребенку возможность адаптироваться к жизни. Такая неопределенная и, как правило, напряженная обстановка, в которой воспитывается ребенок, чревата риском проявления  негативного поведения дошкольника.

         Психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.

Н.Ю. Синягина выделила группы семей по типу родительского отношения:

1 copy

         Именно в таких семьях получило распространение так называемого «синдрома опасного обращения с детьми».

Всех этих родителей объединяет одно: они чувствуют себя собственниками по отношению к детям, присваивая себе – из практических соображений или, наоборот, от избытка чувств или привязанности – их будущее.

Действия таких родителей вызывают у детей яростное сопротивление и отказ подчиняться желанию родителей, взаимоотношения ухудшаются.

Выделяются следующие типы дисгармоничного семейного воспитания:

  • Потворствующая гиперпротекция.
  • Доминирующая гиперпротекция.
  • Повышенная моральная ответственность.
  • Эмоционльное отвержение.
  • Гипопротекция.
  • Жестокое обращение.

Промахи родителей в воспитании:

  • родители относятся к ребенку как к своей уменьшенной копии;
  • родители часто несправедливы к детям;
  • использование физических наказаний;
  • отсутствие единства требований к детям.

Нарушения в детско-родительских отношениях проявляются, если:

  • воспитание не соответствует полу ребенка;
  • нежеланная беременность;
  • несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей;
  • жестокое обращение;
  • агрессивность в семейных отношениях;
  • конфликтные отношения в семье;
  • сибс-конфликты;
  • психологическое наследование взаимоотношений;
  • развод;
  • психологическая несовместимость с ребенком;
  • воспитательная неуверенность, которая вынуждает взрослых к использованию штампов и стереотипов, тем самым препятствуя доверительным отношениям с ребенком;
  • нарушение стиля родительского поведения, который непроизвольно запечатлевается в психике ребенка, происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так же, как их воспитывали в детстве.
  • эмоциональное отвержение ребенка со стороны родителей;
  • смысловой барьер, который образуется тогда, когда взрослый не учитывает мотивы поведения ребенка или приписывает ему мотивы, с которыми тот не согласен.

Использование различных нетрадиционных форм взаимодействия способствует повышению заинтересованности родителей в совместной работе специалистов дошкольного учреждения с ними, а также повышению педагогической культуры родителей.


СКАНИРУЙТЕ QR код ДЛЯ ПЕРЕХОДА НА ПЛАТФОРМУ

© 2024. Проект при поддержке компании RU-CENTER.