Учитель-логопед Багинская Н.А.
Многие родители определяют готовность своих детей к школе лишь по умению читать и владению механическим счетом от 1 до 10(20…100) и не обращают внимания на другие важные компоненты.
Готовность ребенка к школе определяется тремя составляющими:
-
Личная готовность
-
Интеллектуальная готовность
-
Социально-психологическая готовность
Весьма важным является сформированность так называемой психологической базы речи, т.к. устная и письменная речь является основой усвоения знаний, учебного материала.
Психологическая база речи включает в себя достаточно сформированные элементы логического мышления. Что понимается под логическим мышлением у детей? Способность анализировать и обобщать ряд явлений, сравнивать их между собой, делать вывод и умозаключение и т.д.
Предложите такую задачу: «Петя выше Саши, а Саша выше Коли. Кто из них самый высокий? А кто самый низкий? Или: «Какое слово самое длинное: карандаш, карандашик, червячок, змея?» Полезная игра «Найди четвертый лишний предмет»
Возьмите лист в клетку, отметьте на нем исходную точку. Предложите ребенку нарисовать узор из заданной точки, не отрывая карандаш от бумаги: «Проведи прямую линию на две клеточки вправо, две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз и так далее». Можно предложить ребенку самостоятельно продолжить узор («Лесенка»).
Также важным показателем готовности к школьному обучению является достаточная сформированность слухового внимания и памяти.
Это несложное задание поможет вам оценить слуховое внимание (насколько безошибочно выполнено задание), пространственную ориентировку (вправо, влево, вверх, вниз).
В развитии мышления большую роль играют различного рода головоломки, игры на сообразительность, выкладывание квадрата из частей различной конфигурации (от 3 до 6).
Обратите внимание, как ваш ребенок строит предложение, достаточно ли они распространенны или односложны, умеет ли ребенок самостоятельно описать, что видит на картине, иллюстрации, составить рассказ.
Следите за тем, как вы сами говорите в его присутствии, насколько активно и по существу ребенок участвует в беседе.
Успешное обучение чтению, письму, как правило зависит от развития фонематического слуха.
Попросите повторить:
- и у а о
- ба-п
-до – то – до
- бочка – почка
- корт – порт
Если ребенок справляется с заданиями, повода для беспокойства нет.
Понаблюдайте за своим ребенком в специально организованной деятельности (то, что нужно делать в определенный отрезок времени) и в свободной деятельности: насколько терпелив, как часто отвлекается, обращается за помощью, следует ли инструкции или заданному образу; как реагирует на замечания или неудачные работы.
Состояние эмоционально-волевой сферы, способность к волевым усилиям в преодолении возникающих трудностей в достижении цели – показатель психологической готовности к школе, к переходу в новые социальные условия.