МБДОУ детский сад №18 «Улыбка»
город-курорт Пятигорск, Ставропольский край
|
|
---|
Подготовила педагог-психолог Тишкина Т.А.
Вы решили отдать своего ребенка в детский садик или ясли: Но вот вопрос - как он сам воспримет то, что мама, которая раньше постоянно была рядом, теперь будет появляться только вечером, а вместо нее целый день придется быть с воспитателем и еще десятком других ребятишек, каждый из которых претендует на ее внимание?
Как вообще происходит эта самая адаптация и что это, собственно говоря, такое?
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., как Вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему.
Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери (подробно о привязанности мы уже говорили ранее), и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.
Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.
Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.
По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:
-
В яслях - 7-10 дней;
-
В детском саду в 3 года - 2-3 недели;
- В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц.
Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.
Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.
Если Вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем.вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.
Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.
Воспитатель Зуева Л.П.
«Речь - это живая ступенька человеческого
духа, его богатая казна, в которую народ
укладывает свою жизнь и свою надежду,
свой ум, опыт, ощущение»
К. Д. Ушинский
Физическое, психическое и интеллектуальное развитие начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки…. Бытует глубокое неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам, постепенно, овладевает правильным звукопроизношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.)
Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.
Речь взрослых - пример для детей. В разговоре дети используют не только интонацию взрослых, но даже их манеру говорения. Поэтому взрослым нужно следить за своей речью не только в беседе с детьми, но и в разговоре между собой в присутствии детей. Много значит, когда в семье дружные отношения, разговаривают спокойно, вежливо, ласково и ребенок не слышит грубого слова.
Взрослые должны самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
Правила, которые следует помнить:
1. Если к Вам обратились с вопросом, отвечайте вежливо, полным предложением. Четко произносите слова и звуки, говорите так, чтобы было понятно.
2. Внимательно выслушивайте советы старших - так и Вас будут выслушивать Ваши дети.
3. Здоровайтесь при встрече с друзьями, знакомыми и приучайте это делать своего малыша. Слова приветствия или прощания говорите с улыбкой, доброжелательно – тоже самое будет делать Ваш малыш.
4. Учите ребёнка обращаться к взрослым на «Вы».
5. Не забывайте извиниться за допущенную неуместность в поведении.
6. Благодарите за оказанную Вам помощь, заботу, внимание - научите этому ребенка.
7. Постоянно в языке используйте волшебные слова: «пожалуйста», «спасибо», «прошу», «извините», «всего хорошего», «позвольте», «до свидания», «добрый день».
8. Не разговаривайте громко в транспорте, на улице, в общественных местах - то же самое будет делать Ваш малыш.
Советы родителям
• Следите за речью детей, своевременно исправляйте недостатки.
• Помните, что ваше вещание является образцом для подражания, поэтому оно должно быть всегда правильным.
• Правильная речь - залог успешного обучения в школе. Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребёнком.
• Помните, что главными и ведущими собеседниками в семье являются мать, отец, дедушка или бабушка.
• Предложите ребёнку соревнования «Чья сказка лучше?», «Кто рассказал лучше?» С участием всех членов семьи.
• Не забудьте записать в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребёнка.
• Постоянно следите за правильностью речи детей.
• Своевременно исправляйте грамматические ошибки.
• Не вмешивайтесь в детские рассказы, сначала выслушайте ребёнка, а затем исправляйте ошибки.
• В двуязычных семьях всегда обращайте внимание на то, каким языком говорит ваш ребёнок, исправляйте ошибки двуязычия.
• Не повторяйте за ребенком неправильного произношения звуков и своевременно исправляйте его.
• Говорите с ребёнком, правильно произнося слова.
• Стихи, чистоговорки, скороговорки станут надежными помощниками в воспитании правильного произношения и выразительной речи вашего ребёнка.
Воспитатель Постникова Н.В.
Спросите у воспитателей детского сада: «Какой день недели самый трудный у вас на работе?» В ответ вы услышите: «Понедельник».
В этот день часто детей приводят либо сильно возбужденными, раздражительными, либо вялыми и плаксивыми. По понедельникам чаще всего слышится плач, чаще возникают между детьми конфликты, больше детских капризов. Почему это происходит?
В детском саду ребенок привыкает к определенному режиму: он ест и пьет в установленное время, днем отдыхает, каждый день гуляет. Воспитатели следят за тем, чтобы время ребенка было заполнено интересными играми и занятиями, но чтобы при этом он не переутомлялся: чтобы игры, требующие усиленных движений (бега, прыжков), сменялись сидячими играми.
В выходные ребенка часто не укладывают спать, иногда не гуляют с ним. С утра и в промежутках между едой пичкают ребенка сладостями, дают кушать в разное время. Часто ребенку разрешается поздно сидеть, особенно когда приходят гости.
Иногда родители держат ребенка возле себя целый день: ходят с ним на рынок, в магазин за покупками, в гости. От всего этого ребенок сильно устает. Дома ребенка на каждом шагу одергивают: «Не ходи, не говори, не трогай, не мешай, не сори». А когда ребенок капризничает, мать то и дело восклицает: «Когда же это воскресенье закончится, скорее бы ты в садик пошел».
Другие родители в выходной день заняты своими делами, на ребенка не обращают внимание, заняты своими делами. Ребенок делает все, что хочет, большую часть времени проводит на улице. В результате ребенок сильно устает, возбуждается, а в понедельник это проявляется в капризах, плаче, ссорах, конфликтах с детьми. В результате плохо проведенного выходного дня ребенок плохо себя чувствует в понедельник.
Итак, целую неделю ребенок проводит в детском саду, родители видят его только вечером, у них часто нет возможности уделить ему внимание. Поэтому именно в выходной день нужно сделать все так, чтобы ребенок сильнее почувствовал близость с родителями, родными; радость от пребывания с ними.
Выходной день должен быть праздником для малыша. Каждая семья в состоянии сделать это:
-
Для этого нужно, во-первых, соблюдать строгий режим дня: укладывать спать в одно и тоже время. Утром можно не будить ребенка, но и не давать ему лежать в постели до обеда. Днем ребенок должен спать 1,5 – 2 часа, как и в детском саду.
-
Накануне выходного дня ребенка нужно выкупать либо сходить с ним в баню.
-
Важно, чтобы ребенок мог поиграть игрушками, порисовать, посмотреть книжки, пока взрослые занимаются домашними делами.
-
Там, где возможно, можно привлекать ребенка к участию в работе взрослых: помочь вытереть пыль, убрать в своем уголке, помыть овощи, перебрать ягоды. Отец что-то мастерит, а ребенок подает молоток, гвозди. Такая помощь взрослых радует и воспитывает трудолюбие.
-
В любое время года с ребенком нужно гулять в парке или просто по улицам.
Прогулка нужна не только потому, что пребывание на свежем воздухе полезно для здоровья, но и потому, что разговоры со взрослыми во время прогулки сближают детей с родителями. Дети очень дорожат такими моментами. «А мне мама рассказала, показала» — хвастают они. Прогулки многое дают и для воспитания любви к родному городу, родной природе.
Иногда в парке часто приходится наблюдать, как родители часто портят настроение и себе, и детям: наденут нарядное платье на малыша и все время дергают ребенка, чтобы он не бегал, не пачкался. Ребенка на прогулку нужно одевать просто. Чтобы ребенок мог поиграть свободно.
В плохую погоду, вы выходной день можно с ребенком почитать, послушать музыку, поиграть с ним, попеть песни.
Очень многие родители полагают, что ребенка в выходной день следует водить в кино, даже на картины, не очень для него понятные. Это только вредно для ребенка. Он сидит 2-3 часа в душном зале, быстрая смена кадров не только утомляет, но иногда и пугает ребенка. Ребенка-дошкольника следует брать на картины, созданные для его возраста.
Уважаемые родители!Совсем нетрудно сделать так, чтобы выходной и вам, и ребенку доставил удовольствие, сблизил вас, укрепил любовь и уважение между вами.
Воспитатель Малофеева Н.С.
Детский травматизм и несчастные случаи возникают внезапно и неожиданно, однако многие из ситуаций можно предотвратить, если родители будут более внимательны к детям и станут без устали проводить разъяснительную работу.
Ответственный родитель — залог успеха профилактики детского травматизма!
Ежедневно во всем мире жизнь более 2000 семей омрачается из-за гибели ребенка по причине неумышленной травмы или так называемого «несчастного случая», которые можно было бы предотвратить (Всемирный доклад о профилактике детского травматизма, ЮНИСЕФ).
Треть пострадавших детей в России, получают травмы от внешних причин (ДТП, бытовые травмы, травмы на воде, и пр). Половину травм можно предупредить!
Наиболее частые причины детского травматизма и несчастных случаев:
- ДТП
- Травмы в быту (падения с высоты, драки, отравления, инородные тела в дыхательных органах, уличные травмы во время игры, травмы, полученные в образовательном учреждении и пр)
- Пожары/ожоги
- Несчастные случаи на воде
Что способствует снижению риска детского травматизма:
- Доверие в семье. Доверительные отношения дают возможность быть в курсе происходящего с ребенком вне дома, знать о его окружении, его интересах, местах посещения и пр.
- Внимание и забота. Внимательные родители заметят изменение поведения ребенка и его привычного графика.
- Адекватный контроль. Родители обязаны знать когда, где и с кем ребенок проводит время, каким маршрутом он идет домой, каким транспортом пользуется, сколько времени занимает дорога до дома и пр.
- Личный пример. Соблюдение правил безопасного поведение — лучшее, что родители могут сделать для обучения своего ребенка.
- Обсуждение реальных ситуаций опасного поведения. Обсуждения ситуаций опасного поведения, причин произошедших несчастных случаев, а так же способов их избежать и вариантов действия в подобных ситуациях, позволят ребенку лучше подготовиться к возможным рискам.
Что может сделать каждый родитель?
Обеспечить безопасную окружающую среду дома:
- Исключите из поля зрения ребенка все опасные для здоровья предметы. Начинайте учить ребенка безопасным правилам поведения (мелкие предметы, острые предметы, строительные инструменты, спички и зажигалки, — все это может стать причиной несчастного случая)
- Осуществляйте надзор за малолетними детьми и контроль за детьми старше 5 лет, следите за соблюдением правил безопасности (горячая плита, провода и розетки, кипяток в чашке, открытые окна, острые углы мебели, стеклянные поверхности и прочее, могут стать причиной несчастного случая)
Предупредить несчастные случаи вне дома
- Проводите просветительскую работу с ребенком на тему безопасного поведения на улице. Во время совместных прогулок уделяйте внимание возможным опасностям, расскажите о возможных последствиях предостерегайте от рискованных действий (прыжки с высоты, лазанье по деревьям, заборам, крышам, падения с качелей, горки, ступенек и прочее)
- Разъясняйте правила безопасного поведения в учебном заведении, в общественных местах, в транспорте.
Предупредить дорожные происшествия
- На проезжей части не спешите и не бегите: переходите улицу всегда размеренным шагом. Учите ребенка не спешить и не бегать там, где надо наблюдать и обеспечивать свою безопасность.
- Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры, ребенок должен привыкнуть, что при переходе улицы разговоры излишни.
- Переходите улицу только на пешеходных переходах и на зеленый сигнал светофора. Если вы приучите детей ходить, где придется, никакая школа не будет в силах его переучить.
- Привлекайте ребенка к участию в вашем наблюдении обстановки на улице: показывайте ему те машины, которые вы увидели издали и которые едут с большой скоростью, их надо пропустить.
- Подчеркивайте свои движения, находясь с ребенком на улице: поворот головы для осмотра улицы, остановку для пропуска машин, остановку для осмотра улицы. Если ребенок заметит их, значит, он обучается на вашем примере.
- Малолетних детей крепко держите за руку (за запястье) , когда переходите дорогу.
Предупредить возникновение пожаров и ожогов у детей
- Тщательно следите за нагревающими приборами в доме, электрическими проводами, розетками. Своевременно производите замену, при первых признаках неисправности.
- Не оставляйте посуду с горячей жидкостью на краю стола, не держите ребенка на руках, когда пьете горячие напитки, проверяйте температуру воды в водопроводном кране. 80% ожогов дети получают от горячей воды в домашних условиях
- Следите, чтобы занавески или скатерти не касались нагревающих приборов, это может привести в воспламенению
- Поставьте ограждения на камины и открытые печи
- Маленьким детям регулярно рассказывайте о возможной опасности (что такое горячий чайник и как себя вести)
- Обучайте старших детей противопожарной безопасности
Предупредить несчастные случаи, связанные с водой
- Когда речь идет о воде, необходим постоянный контроль взрослых. Одной из основных причин гибели дошкольников является ванна. Ребенок может захлебнуться даже в небольшом количестве воды. Не оставляйте ребенка до 5 лет без присмотра в ванной, ни на минуту.
- Не оставляйте в зоне досягаемости большие емкости с водой, осуществляйте надзор над детьми младшего возраста.
- Учите ребенка плавать, обязательно используйте средства защиты на воде (круг, нарукавники, жилет) даже если ребенок научился плавать. Не оставляйте ребенка одного в водоемах.
Регулярно проводите разъяснительную работу с ребенком по вопросам безопасного поведения вблизи водоемов в любое время года, уделите особое внимание безопасного поведения на льду.
Учитель-логопед Багинская Н.А.
С самого рождения малыша окружает множество предметов. Он слышит родную речь, музыку, видит игрушки и предметы домашнего обихода. Первые характеристики предметов, такие, как цвет и форма, рано начинают занимать ребенка. Каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания и обучения, чему-то обучается. Но если обучение происходит стихийно, без разумного руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. В настоящее время потребность в сенсорном воспитании – последовательном, планомерном ознакомлении ребенка с сенсорной исторической культурой человечества – все больше возрастает.
Познание пространственных свойств и отношений берет свое начало на ранних этапах развития. В этот период происходит накопление практического, двигательного опыта, формирование чувственной основы представлений ребенка о пространственной организации окружающего мира.
Пространственная ориентировка - это оценка расстояния, размера, формы предметов, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека. Чтобы провести эту оценку, у ребенка должен быть развит особый вид восприятия окружающего мира – аналитическое восприятие. Оно опирается на определенную систему отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так называемо чувственной системы отсчета, то есть по сторонам собственного тела (правой и левой), а также речевых обозначений правой и левой руки.
Для того, чтобы помочь ребенку почувствовать и осознать пространство собственного тела, можно использовать специально подобранные игры-имитации , создающие выразительные образы.
Например: гуси вытягивают шеи, гогочут, поворачивают головы вправо-влево, заглядывают назад, не крадется ли к ним лиса; на спину медвежонка сел комарик, мишка пытается его достать через правое, затем через левое плечо, наконец, комарик улетает, мишка чешет спинку.
Очень полезны разнообразные игры с организацией пространства относительно самих себя. С этой целью на полу можно заранее расположить крупные игрушки, а любимые мелкие игрушки прятать. Для обозначения направления движения ребенок может использовать указательный жест, а взрослый обязательно называет направление словом.
Взрослый может давать ребенку подсказки: иди вперед, посмотри вправо, загляни за тумбу, посмотри под грибком и т.п. Практические действия будут способствовать наполнению предметным содержанием пространственных предлогов. Обязательно задавайте вопросы: «Где искать? Где нашел? Кто спрятал ее под грибок?» и т.д.
Из кубиков можно построить башню, а из кубика и крыши – дом. А к дому можно провести дорожку из кирпичиков, по которой проедет машина или пройдет кукла в заданном направлении.
Таким образом, движение, перемещение является ведущим способом, при помощи которого ребенок воспринимает, отражает свойства пространства, может его преобразовать. Двигательная активность улучшает координацию движений. А в результате, развивается предметная деятельность, улучшается подражание новым действиям, увеличивается объем понимаемой речи и т.п.
Чему нужно обучать ребенка? Основная задача взрослого состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, в развитии внимания к свойствам предметов, их взаиморасположения относительно ребенка.
Что нужно для того, чтобы овладение ребенком в раннем детстве пространственными представлениями было удачным?
а) Соблюдать последовательность знакомства ребенка с пространственными представлениями: схема собственного тела; стороны тела, определение правого-левого направлений в пространстве, верхнего -нижнего; и т.д.
б) Разнообразить игры с уже знакомыми предметами;
в) Понимать потребности ребенка (не заставлять его делать то, чего он не хочет);
г) Корректно выбирать игрушки и игры для каждого возраста и своевременно заменять их более интересными моделями.
При этом не следует жестко привязываться к возрасту ребенка. Все дети развиваются по-разному. Важно, чтобы задания были ребенку по силам, чтобы он мог выполнить что-то сам, что-то с вашей помощью.
Именно такие игры и задания нравятся детям. Если задание будет слишком трудным или, наоборот слишком легким, ребенку станет скучно и неинтересно и он бросит самую дорогую игрушку. А скучающий ребенок – это плохое настроение, капризы и шалости. Поэтому занимайте ребенка хорошими развивающими играми, показывайте свою заинтересованность в совместной деятельности.
Учитель-логопед Багинская Н.А.
Многие родители определяют готовность своих детей к школе лишь по умению читать и владению механическим счетом от 1 до 10(20…100) и не обращают внимания на другие важные компоненты.
Готовность ребенка к школе определяется тремя составляющими:
-
Личная готовность
-
Интеллектуальная готовность
-
Социально-психологическая готовность
Весьма важным является сформированность так называемой психологической базы речи, т.к. устная и письменная речь является основой усвоения знаний, учебного материала.
Психологическая база речи включает в себя достаточно сформированные элементы логического мышления. Что понимается под логическим мышлением у детей? Способность анализировать и обобщать ряд явлений, сравнивать их между собой, делать вывод и умозаключение и т.д.
Предложите такую задачу: «Петя выше Саши, а Саша выше Коли. Кто из них самый высокий? А кто самый низкий? Или: «Какое слово самое длинное: карандаш, карандашик, червячок, змея?» Полезная игра «Найди четвертый лишний предмет»
Возьмите лист в клетку, отметьте на нем исходную точку. Предложите ребенку нарисовать узор из заданной точки, не отрывая карандаш от бумаги: «Проведи прямую линию на две клеточки вправо, две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз и так далее». Можно предложить ребенку самостоятельно продолжить узор («Лесенка»).
Также важным показателем готовности к школьному обучению является достаточная сформированность слухового внимания и памяти.
Это несложное задание поможет вам оценить слуховое внимание (насколько безошибочно выполнено задание), пространственную ориентировку (вправо, влево, вверх, вниз).
В развитии мышления большую роль играют различного рода головоломки, игры на сообразительность, выкладывание квадрата из частей различной конфигурации (от 3 до 6).
Обратите внимание, как ваш ребенок строит предложение, достаточно ли они распространенны или односложны, умеет ли ребенок самостоятельно описать, что видит на картине, иллюстрации, составить рассказ.
Следите за тем, как вы сами говорите в его присутствии, насколько активно и по существу ребенок участвует в беседе.
Успешное обучение чтению, письму, как правило зависит от развития фонематического слуха.
Попросите повторить:
- и у а о
- ба-п
-до – то – до
- бочка – почка
- корт – порт
Если ребенок справляется с заданиями, повода для беспокойства нет.
Понаблюдайте за своим ребенком в специально организованной деятельности (то, что нужно делать в определенный отрезок времени) и в свободной деятельности: насколько терпелив, как часто отвлекается, обращается за помощью, следует ли инструкции или заданному образу; как реагирует на замечания или неудачные работы.
Состояние эмоционально-волевой сферы, способность к волевым усилиям в преодолении возникающих трудностей в достижении цели – показатель психологической готовности к школе, к переходу в новые социальные условия.
Учитель-логопед Калашникова И.С.
Дислексией называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.
При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции.
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.
2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.
5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).
6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).
7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.
Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но эти они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.
Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия?
Прежде всего: не падать духом. Такие дети вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы).
Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.
Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:
1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.
Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.
На что обратить особое внимание:
1.Если Ваш ребенок левша.
2.Если он - переученный правша.
3.Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
4.Если в семье говорят на двух или более языках.
5.Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии). Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
6.Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
Подготовила воспитатель Малофеева Н.С.
Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение.
Родители понимают, что ребенку нужно гулять как можно больше. Однако не все знают о значении прогулки для детей. Прогулки на свежем воздухе важны для каждого человека, и особенно для детей. Они позитивно влияют на здоровье и эмоциональное состояние крохи. С их помощью можно улучшить состояние организма в целом. В первую очередь во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа.
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьирует, но даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть отменена.
Также прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Большинству кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет. И связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период.
Прогулки с ребенком должны быть каждый день и в любую погоду. Вас не должны пугать ветер, дождь, холод или жара. Ребенок должен со всем этим сталкиваться, чтобы в дальнейшем не возникало «сюрпризов» в виде простуды при первом же ветре и прочего.
Как одевать ребенка на прогулку?
Чтобы прогулка приносила только радость, необходимо знать, как одевать ребенка по погоде. В противном случае перегрев или переохлаждение могут привести к различным заболеваниям, а иммунитет ребенка будет подвергаться постоянным испытаниям.
Летом одежда должна быть из легких тканей, хорошо впитывающих и легко отдающих влагу.
Ребенок легко перегревается и переохлаждается, поэтому ему нужно создать состояние теплового равновесия, которое достигается правильно подобранной одеждой. Последнее особенно важно, если ребенок, гуляя, много двигается.
Не забывайте и о том, что двигательная активность детей на прогулке значительно выше, чем у взрослых. Поэтому одевайте ребенка так, чтобы, если жарко, вы могли что-то снять или если наоборот прохладно, возьмите с собой какую-то кофточку.
Выбирая детскую одежду, ориентируйтесь на то, чтобы ребенок на прогулке не был стеснен в движениях, чтобы ему было удобно бегать, прыгать, подниматься после падений, крутить головой. Детская одежда должна быть не только красивой, но и удобной и практичной! Как же все-таки одевать ребенка летом, осенью, зимой? Существует очень простая система, но не многие о ней знают. Называется она «один – два – три». Расшифровывается она достаточно просто: прогулки с детьми летом сопровождаются одним слоем одежды, весной и осенью двумя, ну а зимой одевают три слоя одежды.
Плюсы прогулки:
- повышает приспособляемость и работоспособность организмов и систем растущего организма;
- содействует закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;
- формирует здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение;
- формирует правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;
- идет ускоренное развитие речи через движение;= воспитывает положительное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом;
- развивает способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.
Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря. Гуляйте больше со своими детьми и получайте от прогулок как можно больше удовольствия.
Список литературы
1. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.- 3.е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1986 г. «Методические рекомендации к подвижным играм и физическим упражнениям на прогулке», стр. 35, 79, 127, 194, 257.
2. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей.- М.: Мозайка - Синтез, 2000г., стр. 10. «Характеристика двигательной активности старших дошкольников».
3. Тарасова Т.А., канд. пед. наук, заведующий кафедрой здоровьесбережения ЧГПК №2 г. Челябинск. Журнал « Управление Дошкольным образовательным учреждением» № 2,2005г. «Из опыта экспертизы направления «Физическое развитие и здоровье детей» в дошкольном учреждении», стр. 32.
4. Хабарова Т.В. Журнал «Дошкольная педагогика»№ 3, 2010г. «Модель двигательного режима, способствующего развитию двигательных способностей детей 5-7 лет в условиях ДОУ», стр. 30.
5. Яриго Л.А. Журнал «Дошкольная педагогика»№ 4, 2010г. «Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста», стр. 32.